Как играть с ребенком

Spread the love

игра ребенок photo

Как все же трудно удержаться, чтобы на начать управлять ребенком. Ведь мы ужасно хотим влиять на его развитие. Что ж, попытайтесь.

Вот описание нескольких игр, в которых вы сможете целенаправленно воздействовать на мысли и чувства вашего ребенка. Только имейте в виду: если хотите получить развивающий эффект, постарайтесь в точности выполнять все указанные здесь условия. Ничего не опускайте, иначе ничего и не получите.

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ

  1. Игра – дело добровольное, если ребенок не склонен к игре, если он не в настроении, выберите для нее другое время. Если он уже занят какой-либо игрой, не отвлекайте его.
  2. Сначала объясните правила игры и убедитесь, что ребенок понял их верно. Без этого начинать игру нельзя.
  3. Во время игры лучше всего устроиться на полу, а не за столом, даже когда вы играете вдвоем. Если участников игры несколько, размещаться им следует в кружок. Плохо, если кто-то из игроков сидит на полу, другой на стуле, а третий, скажем, на диване. Все должны находиться в равном положении.
  4. Лучше всего, если во время игры вокруг вас не будет зрителей. Люди, не участвующие в игре, не должны вмешиваться в ее ход или хотя бы как-то ее комментировать.
  5. Если ребенок отвлекся или вы заметили, что он потерял интерес к игре, не настаивайте на продолжении, но немедленно ее прервите. Думается, вы найдете возможность ее повторить в лучших условиях.
  6. Обязательно завершайте игру обсуждением. Пусть ребенок попытается объяснить, что в игре ему понравилось больше всего, что не понравилось. Что он чувствовал, когда удавалось выполнить задание, что – когда следовала неудача. Попробуйте понять, может ли ребенок объяснить, чему он научился в ходе игры. Ваши вопросы должны быть короткими и предполагать определенный ответ типа “да” или “нет”. И в том, и в другом случае следом ставится вопрос: “что именно” или “почему”. Не торопитесь и не задавайте вопрос “Понравилось ли?”. Этот вопрос не имеет смысла, как не имеет педагогического значения сама игра без такого обсуждения.

РИСУНОК В ТИШИНЕ

Цели: дать ребенку представление о значении речи в человеческих отношениях, о том, как полезно людям согласовывать свои действия при выполнении совместной работы Возраст: 4-9 лет Оснащение: лист бумаги, два цветных карандаша Участники: вы и ребенок Ход игры. Игроки по очереди проводят на листе прямые, ломаные или волнистые линии или рисуют фигуры: квадраты, круги, треугольники, достраивая общий рисунок. Делается это обязательно молча. Рисуют до тех пор, пока один из игроков не определит, что именно в конце концов нарисовано. Объясняя задание, обратите внимание на то, что каждый раз можно рисовать только одну линию или фигуру. Игра может стать живее, если есть наблюдатель, который и должен узнать окончательный рисунок. Обсудите, что было самым трудным в игре, пусть ребенок ответит, что он задумывал и в какой момент он начал узнавать рисунок.

ЧТО Я ЧУВСТВУЮ

Цели: развитие мимики; дать представление о том, почему людям трудно понимать друг друга и зачем нужна человеку речь Возраст: 6-9 лет Оснащение: никакого Участники: лучше всего всей семьей Ход игры. Если играете в паре: предложите ребенку угадать ваше чувство, которое вы изобразите мимически. Дайте ему несколько попыток. Независимо от того, угадал он или нет, пусть он в свою очередь изобразит эмоцию. Попытайтесь угадать. Так повторяйте несколько раз. Если играете группой: то же самое, но в отгадывании участвуют все игроки. Обсудите, почему так трудно угадать чувства другого человека, что мешает взаимопониманию. Примеры изображаемых эмоций: радость, страх, удивление, гнев, обида, горе, испуг, задумчивость, растерянность, восторг.

КАКОЙ Я ЗВЕРЬ

Цели: развитие внимания, реакции, физических способностей Возраст: 5-7 лет Оснащение: никакого Участники: можно и вдвоем, но чем больше, тем лучше Ход игры. Сообщите ребенку, что вы будете считать до трех, а потом называть одного из зверей: слона, обезьяну, медведя. На счет три ему нужно изобразить названного зверя и сделать это, пока вы считаете “четыре, пять, шесть”. Слон: сложенные руки вытянуты вперед, тело раскачивается взад-вперед. Обезьяна: оттопыренные ладони приставлены к ушам, тело раскачивается справа налево. Медведь: руки уперты в бока, ноги – враскачку – переступают. Лучше всего, если вы покажете, а ребенок следом раз-другой повторит. Названия животных следует произносить ясно, но отрывисто – неожиданно. В том случае, если ребенок выполнил задание успешно, вы меняетесь местами: он дает задание вам. Обсудите, почему было трудно выполнять задание, что больше всего мешало.

УГАДАЙ-КА!

Цели: развитие тактильных способностей, способности к анализу и синтезу информации Возраст: 3-8 лет Оснащение: 4-6 предметов домашнего обихода, знакомые ребенку Участники: вдвоем Ход игры. Приготовьте несколько предметов, например, мяч, книга, настольные часы, ложка, губка, пуговица, варежка, блюдце. Спрячьте их. Скажите ребенку, что ему нужно с закрытыми глазами узнать, какой предмет вы ему дадите. Предупредите, что ощупывать предмет можно только одной рукой и не открывая глаз. Затем начинайте игру.

ПРИМЕЧАНИЕ

Подберите предметы так, чтобы у них были рваные размеры, формы и поверхности. Обсудите с ребенком, по каким признакам он узнавал, какой предмет в его руке. Можете повторить игру, дав ребенку возможность пользоваться двумя руками. Пусть он ответит, в каком случае задание было легче выполнить.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Если вы решили последовать нашим советам, делали с детьми игрушки, играли, расскажите, пожалуйста, о своем опыте. Если же у вас появились предложения, поделитесь ими со всеми. Особенно интересно знать, как отнеслись сами дети к вашим предложениям и какие выводы вы сделали: из своего опыта.